ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ 

МОУ "Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2"

п.Вурнары Чувашской Республики

Воспоминания о школе

Воспоминания Гудковой Г.Г. о сыне Гудкове В.Ю., который учился в ВСОШ №2

 

В 1966 году Володя пошел в первый класс. С ним учился с первого по десятый – Акрем Таймутдинов, Юра Степанов, Данилин, Юра Ефимов, Юра Минеев, Галя Ванюхина, Галя Сотникова, Таня Салахова.

Первой учительницей была Роза Павловна, которая любила детей и дети тянулись к ней. В более старших классах уже по каждому предмету были свои учителя. Так по математике – Алексей Измайлович Кабачков. Затем математику вела Малова Эмма Мефодьевна и совсем еще молоденькая Маргарита Клементьевна. С благодарностью вспоминаем Маргариту Клементьвну, которая все знания, силы душу отдавала ребятам. В школу бежали к 7 часам утра и занимались, решая задачи повышенной трудности по журналу «Квант» и т.д. результаты, как говорят, были «на лицо».

Английский язык вела Клавдия Семеновна Чимрева, которая одновременно была и классным руководителем. Знания давала отличные, и все с благодарностью ее вспоминают.

Русский язык несколько лет вела Нина Яковлевна Нагоркина – требовательный и справедливый преподаватель. По каждому разделу – глагол, прилагательное и т.д. сдавали зачеты.

Учась в средней школе Вова одновременно учился и в музыкальной школе, куда пошел в 6 лет. Преподавателем у него была Лариса Аркадьевна Осиповская. Учился с удовольствием. Учась в институте, работал в стройотряде, проходя службу в военных лагерях, часто выступал, играл на пианино. Музыкальную школу закончил по специальности фортепиано на отлично. Лариса Аркадьевна осталась самым любимым руководителем.

Настольными журналами были «наука и жизнь», «Вокруг Света», «Радио», «Квант». В свободное время любимым делом было делать планеры даже с авиамодельными компрессионными моторчиками, заправляли их бензином и запускали их на детской площадке. Собирал по схемам транзисторы, паял платы и т.д. Конечно, не забывались лижи и коньки. Ходили на лыжах на Вурнарку, гоняли на коньках на заводском пруду или на стадионе.

Все преподаватели заслуживают добрых слов, но слишком много надо писать. Хочется просто сказать: - «Спасибо» от всех выпускников и их родителей.

Окончив 10 класс с двумя четверками – по русскому языку и физкультуре, Володя поступает в Казанский Авиационный институт. В институте все годы был отличником. Уже в эти годы его тянет к научной работе.

Награждается дипломом Второй степени «За успехи в проведении студенческих научных исследований».

Почетной грамотой за I место в конкурсе олимпиады «студент и научно-технический прогресс».

Почетной грамотой в конкурсе НТО Приборном КАИ на лучшую студенческую НИР в области приборостроения и т.д. Окончив с отличием институт. Едет работать в г.МИАСС Челябинской области – это был закрытый город, где работает в «КБ» (Вторая контора Королева), а затем переходит работать в Южно-Уральский университет. В 1992 году защищает диссертацию, и ему присваивают звание – кандидата технических наук, а затем и доцента. Имеет много авторских свидетельств по делам изобретений и открытий, печатных работ в журналах.

Сейчас Володя продолжает работать в институте, занимается научной и преподавательской работой.

 

Мои воспоминания о работе в ВСШ №2 (Малова Эмма Мефодьевна)

 

После четырех лет работы заместителем директора  по внеклассной работе в ВСШ №1 и после рождения своего сына по приказу завроно Журавлева Г.Б. я была переведена учительницей математики в ВСШ №2. тогда директором был Юлмасов Данил Федорович, а завучем – Павлунина Маргарита Степановна. Это было 16 августа 1970 года. В этом учебном году начали первый год заниматься в новой двухэтажной школе. Мне было тогда 30 лет с минимум.

Коллектив учителей тогда был небольшой, а количество учащихся (точно не помню) 300-400 учащихся.

Мне очень нравилось работать в этой школе. Хотелось проводить не только свои уроки, но с удовлетворением ходила на замену уроков других учителей.

Дисциплина учащихся была хорошая, дети на уроках внимательные, старательные, к учителям относились с уважением. Во время большой перемены учителя и ученики играли вместе в коллективные игры в коридоре школы, в пионерской комнате дети играли в шашки, шахматы, домино. В учительской тоже играли в шахматы, в спортзале гоняли мяч ученики.

Мне очень нравилось вежливое отношение учителей друг к другу, в школе стояла теплая, доброжелательная атмосфера, соблюдали педагогический такт.

Школа работала в одну смену. С учителями много совещаний не проводились, а много работали после уроков со своими классами: работали дополнительно с неуспевающими учениками, оформляли классные уголки, выпускали стенгазеты и т.д.

Мне нравились руководители школы:

Данил Федорович Юлмасов – хороший хозяйственник, умный педагог, немногословный, чуткий, внимательный, хороший организатор коллектива. Он часто отчитывался перед учителями по расходам на хозработы, сколько денег дали по статьям, и сколько ушло на те или иные работы. На уроки других учителей с целью контроля мало ходил, он доверял учителям и завучу полностью.                                                      

Маргарита Степановна – очень тактичная, умная, чуткая, внимательная к учителям, доброжелательная была. При разборах уроков всегда старалась отмечать все твои положительные стороны на уроке, что удачно было, обязательно похвалит и учителю хочется работать еще лучше. Недостатки указывает исключительно осторожно, чтобы не обидеть учителя. Посоветует посетить уроки опытных учителей. Так я, например, иногда посещала уроки географии Анны Аверьяновны Ивановой, чтобы изучить и перенять у нее методы работы с учащимися, обращала внимание на структуру и методику урока, на методику выставления оценок на уроке. После посещения проводились собеседования в присутствии завуча. Анна Аверьяновна мастерски проводила уроки, она была опытная учительница.

Вскоре М.С.Павлунина ушла на заслуженный отдых, вместо нее начала работать Нагоркина Н.Я.

1973-1974 учебный год. Директор Юлмасов Д.Ф., завуч Нагоркина Н.Я.

в 1974 году Юлмасов Д.Ф. ушел на пенсию. Директором стала нагоркина н.Я., а завучем назначили меня, так хотела сама Н.Я.Нагоркина. проработала на этой должности 10 лет.

При Нагоркиной Н.Я. коллектив учителей очень много работал по военно-патриотическому воспитанию школьников, игра «Зарница», смотр строя и песни. Вся школа была занята этим. Готовили эмблемы, форму, пилотки, галстуки, выбирали песни для каждого класса-отряда, маршировали после уроков. К младшим классам прикреплялись учащиеся из старших классов для подготовки к смотру строя и песни. А сам смотр проходил в два тура, как большой школьный праздник

Родительский всеобуч – другое направление школы было. Учителя посещали учащихся на дому по итогам всех четвертей, встречались с родителями, особенно у неуспевающих учащихся. Ежедневно проводились по утрам физзарядки, в неделю один раз – политинформация. В коллективе стояла нормальная атмосфера, дисциплина была в школе хорошая.

1977 –1981 учебные годы. Новый директор (Ермолаев Николай Ермолаевич) взял новое направление: организация школьного коллектива учащихся по опыту работы московских учителей школ с продленным днем, детское самоуправление, методсовет школы, Нот учителя и ученика, совет дружины, Комитет Комсомола, вопросы организации воспитательной работы в школе с продленным днем, научно-практические конференции, самообслуживание в столовой, организация больших перемен и прогулок и новые формы работы в воспитательной работе. За опытом ездили в г.Чебоксары, там некоторые школы работали по такому режиму несколько лет подряд. Уроки ритмики появились в школе. Школа работала с 8 часов утра и до 5-и часов вечера.

За счет работы ГБД появились лишние часы и в школу стали принимать других учителей. К нам в учительский коллектив прибавились много новых учителей: Музыкантова Л.Л., Ермолаева Л., Волкова Е.С., Алексеева Т.А., Филиппова В.А., Андреев Н.А., Агилов Ю.Б., Агилова М.Н., Кошкин Е.П., и другие.

1981-1985 учебный год. Директор Рекаева З.А., завуч Малова Э.М. В стране началась реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Изучение материалов пленумов ЦК КПСС  и Верховного Совета СССР, комплексные личные планы самообразования учителей по участию в реформе школы и т.д.

1985-1987 учебный год. Директор Малова Э.М., завуч Матвеева М.К.

В 1985 году нашу школу преобразовали в опорную по методической работе для проведения районных мероприятий по предметам.

В ВСШ №2 работала 30 лет, с 1970 по 2000 год. За это время заработала звание «Ветеран труда», «Старший учитель» и 23 Почетные грамоты, 4 из них от Министерства образования ЧР, 1 из них «Почетная грамота РСФСР».

   

Воспоминания учительницы Валентины Павловны Чугунниковой

 

В 1946 году я поступила в первый класс Вурнарской семилетней школы в п. Вурнары. а в 1953 году закончила ее и получила свидетельство об окончании.

Школа была небольшая, было 8 классных комнат, деревянное двухэтажное здание с печным отоплением. Но очень светлые классы. Широкая лестница вела на в второй этаж, где была просторная учительская, там были столы, стулья для всех учителей, был стол, где сидела бухгалтер Нонна Петровна, которая и ныне жива.

Во дворе школы был фруктовый сад - яблони, груши, вишни и другие деревья. Помню, кучки яблок лежали в саду, когда в сентябре мы приходили после летних каникул.

Коллектив учителей был небольшой, но очень дружный и доброжелательный. Очень хорошо помню свою первую учительницу начальных классов - Марию Васильевну Дмитриеву. Мы очень любим ее, встречали и провожали ее домой, помогали нести тетради, учебники. И когда я закончила Канашское педагогическое училище (а направили меня на работу ,в Свердловскую область) я пришла к ней. Она еще работала в этой же школе и как раз проводила уроки.

Она села со мной за последнюю парту, а ученикам дала самостоятельную работу. Она долго разговаривала со мной. давала советы, добрые пожелания, наставляла. чтобы стать настоящей учительницей.

После того, как я отработала три года в этом суровом и богатом Уральском крае, поступила в Шадринский педагогический институт на начальное отделение. Закончила его.

И проработала в общей сложности более сорока лет учительницей начальных классов, в том числе и в нашей Вурнарской семилетней школе.

Ясно помню, как и какие замечательные учителя работали в этой школе.

Директор школы Петрова Нина Петровна, завуч Павлунина Маргарита Степановна, русский язык - Нагоркина Нина Яковлевна, семейная пара -- Тамара Михайловна Верендеева вела русский язык. а ее муж Николай Михайлович был учителем немецкого языка, Грачева Елена Андреевна, Чернова Ольга Николаевна, классный руководитель Ильин Николай Ильич, потом он стал директором этой школы, а позднее - заместителем директора Вурнарского химического завода, где также проявил себя с самой лучшей стороны. И много других достойных, преданных своему делу учителей работало в ту пору.

В деревянном здании той школы была богатая библиотека, было много читающих учеников. В этом зале, где была библиотека, проводились елки, для учащихся и учителей. Подарки были почти бесплатные. А как танцевали! Танцевали вальсы, польку, краковяк!

А отдыхать ходили на Вурнарку, как только растает снег. Собирали цветы. фотографировались, радовались и любовались природой, речкой.

И вообще, все было замечательно. Не зря поется в песне «школьные годы чудесные».

 


 

Воспоминания выпускников Вурнарской семилетней школы 1949 года.

 

1947 год. Школа была семилетняя, двухэтажная, деревянная (бывший военный госпиталь). Классы были просторные, светлые, чистые. Полы были деревянные, чисто вымытые. Работала в то время техничкой Конкина Наталия, которая очень добросовестно выполняла свои обязанности. Приходила в школу в 4 часа утра топить печи. Поэтому все приходили в школу в теплое, чистое, натопленное помещение. Освещение было ламповое. На занятия приходили за 15 минут до уроков, так как была общешкольная физическая зарядка. Эту зарядку проводила физрук школы бывшая фронтовичка Филиппова Валентина Андреевна. Она же была любимой учительницей немецкого языка.

Директором школы была Петрова (Вахрамеева) Нина Петровна, которая вела и историю. Завучем школы была Павлунина Марина Степановна, она же учительница русского языка и литературы. Математику вел Кабачков Алексей Измайлович, географию вела Белоусова Мария Петровна (была эвакуированная). Любимова Надежда Григорьевна вела историю, наша классная руководительница. Пионервожатая Дмитриева Евдокия Дмитриевна.

В то время для нас школа казалась храмом науки. Эти светлые воспоминания о школе сохранились по сей день.


 

Воспоминания Черновой Ольги Николаевны.

   

Я, Чернова Ольга Николаевна, работала в Вурнарской семилетней школе учительницей математики с 15 августа1950г. по 15 августа 1952г. Эти годы были вторым и третьим годами моей работы в школе после окончания УИ в г.Чебоксары (начала работу учителя в Кольцовской школе).

Вела математику в 5«а», 5«б» и 5«г» классах.

5«а» был «элитным» классом с подвижными, энергичными детьми, хорошо успевающими по математике и другим предметам. В 5«а» классе училась и будущая учительница начальных классов этой же школы Чугунникова Валентина Павловна.

5«б» был бурным классом со слабоуспевающими учениками. С одной из учениц этого класса Низюмой – татарочкой – я впоследствии долго переписывалась. С мужем она жила в Анадыре, у них погиб сын Андрюша, студент IV курса в Амурской области. Семья после этого переехала в г.Калугу, у них есть дочь Оленька. Низюма (Надя) бывает в Вурнарах временами.

5«г» класс был спокойный, ровный, успехи в учебе средние. Классным руководителем у них была Грачева Елена Андреевна, учительница биологии. Тихая, скромная девушка из Горьковской области. Мы с ней дружили.

Как у всех начинающих работу учителей, у нас с ней было много ошибок в работе, за что нам доставалось от завуча на педсоветах. Я находила утешение в сыне-малютке, а Лена – в дружбе со мной. Кроме того, мне помогали воспоминания о Григорие Степановиче Нарышкине, директоре Кольцовской средней школы, где я начинала свою рабочую деятельность. Он был тоже математиком. Он тактично помогал мне исправлять мои просчеты и вселял уверенность в будущих успехах в работе с детьми. Я тогда дала себе слово никогда не оскорблять или унижать человеческое достоинство детей или коллег по работе. И в основном я сдержала данную себе клятву.

 

10.02.2004г.

P.S. У меня в альбоме сохранились фотографии всех трех классов.


 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz